Выставка «Чай индийский»
7 мая 2017 года в Музее истории купечества начала работу новая выставка «Чай индийский». Её экспонаты – красочные чайные упаковки и реклама, женские национальные костюмы и ювелирные украшения, керамические чайницы и куклы в сари.
Индийский чай появился на российском рынке в конце XIX века. Россияне полюбили его за насыщенный настой и ярко выраженный вкус. Продажей индийского чая занималась и крупнейшая фирма «Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и Ко». Реклама этого товарищества представлена на музейной выставке.
Во второй половине ХХ века в СССР чай, расфасованный в Индии, считался элитным напитком. В 1980-е годы, эпоху повального дефицита, его можно было приобрести на винно-водочные талоны. Как правило, баночки такого чая были украшены фигурками индийских танцовщиц или слонов. Спустя десять лет появились российские новогодние упаковки индийского чая с поздравительными надписями. В конце ХХ века расфасовкой индийского чая в России занимались не только чайные, но и кондитерские фабрики. На выставке демонстрируется чайная упаковка знаменитой фирмы «Красный Октябрь».
В начале XXI века в ассортименте почти всех чаеторговых фирм представлен индийский чай. У некоторых сохраняются его исконные названия – «Ассам», «Дарджилинг». Другие фирмы, производящие купажированные чаи, предпочитают звучные наименования – «Королевское сафари», «Принцесса Гита», «Душевный разговор».
На выставке представлены чайные упаковки из фондов Кунгурского музея-заповедника производства СССР, Индии, Российской Федерации и Германии. Коллекцию женских индийских костюмов и украшений предоставила для экспонирования художник и коллекционер Надежда Гарманова.
Выставка будет работать до конца сентября 2017 года.