Домашняя страницы Поиск Контакты
 

Выставка «Опоясок»

Краеведческий музей приглашает Вас посетить новую выставку «Опоясок».

В традиционных культурах пояса были важной деталью как мужской, женской, так и детской одежды, для изготовления которых использовали разные виды текстиля, кожи и металла. К поясам прикрепляли необходимые в быту принадлежности: женщины – ключи, гребень, кошельки; мужчины – оружие, трубку для курения, кисет с табаком, небольшую кожаную сумочку – калиту. Позднее появились подвешенные к поясам карманы, «гаманы», использовавшиеся для хранения денег или лакомств. Отсюда и название поясов – «лакомка» или «лакомник».
Пояса с надписями, «словесами» - представляли лишь один из видов текстильных поясов. Надписи на поясах указывали на профессию носителя, возраст, обрядовой характер пояса.
Пояса в костюме выполняли несколько функций: практическую, защитную, символическую, магическую, знаковую, эстетическую. Тканый пояс, который имел вид полосы, ленты, символизировал дорогу, в первую очередь жизненный путь.
Завязанный вокруг тела человека пояс представлял собой замкнутый круг, который, согласно народным поверьям, преграждал путь нечистой силе, защищая от дурного глаза и болезней.
Пояса различались в зависимости от пола и возраста. Наряду с практической и защитной функциями поясной комплект обладал эстетикой, которая проявлялась в украшении пояса различными элементами, выполненными в едином стиле.
Пояса делились на возрастные, повседневные, праздничные, обрядовые.
Девушки носили тонкие пояса, женщины – широкие.
Сочетание в поясе двух универсальных символов – круга и узла, с одной стороны, защищавших от злых сил, а с другой – обеспечивавших замкнутость этого пространства (узел) – объясняют народный выбор пояса, как символической метафоры живота.
Пояс, надетый на ребенка при рождении или крещении, как и православный крест, служил оберегом, который могли носить, не снимая всю жизнь. Человек мог носить одновременно не один пояс. При этом главным считался нательный пояс-оберег.
Поверх верхней одежды носили широкие пояса – кушаки. Свадебные пояса чаще были красными, и охраняли новобрачных от злых сил и дурного сглаза.
В похоронном обряде роль пояса заключалась в символической связи между живым и загробным миром. Пояса использовали в гаданиях и в любовной магии, в заговорах от болезней и испуга.
Пояса плели на дощечках и ткали на бердышках. Концы поясов украшали кисточками.

 

 
   Copyright ©
    Издательство «Маматов»

 

Тел./факс (34271) 7-11-33
E-mail: kungurmuseum@mail.ru
Адрес: Пермский край, г. Кунгур, ул. Степана Разина, 39

Мы используем cookie. Во время посещения сайта Кунгурского музея-заповедника вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши данные с помощью метрических программ.