Выставка «Африканские маски»
В Художественном музее работает новая выставка «Африканские маски» (из фондов Горнозаводского Краеведческого музея).
Для традиционного объёмного искусства Тропической Африки характерны два главных предмета: СТАТУЯ и МАСКА.
Их использование преследует одну и ту же цель - обеспечить установление контактов со священным миром. Разница же между ними заключается в том, что статуя воздействует своей торжественной неподвижностью, маска же своими динамическими особенностями.
Вместе или попеременно статуя и маска используются в церемониях, посвященных предкам-покровителям. А также обрядам, сопутствующим основным этапам физического существования человека: рождению, перехода от юности к полному приобщению к общественной жизни, свадьбам, смерти и похоронам.
Без маски сложно представить колдуна или знахаря, членов тайных обществ.
Идола, статую либо рельеф ставят в специально отведенное место - в святилище, центр духовного общения со священным миром.
Африканские маски у многочисленных племен черного континента играют роль тотемов, талисманов, оберегов и амулетов. Ритуальные маски из Африки используют в жертвоприношениях богам, чтобы те снизошли до смертных и даровали им победу в битве с
другим племенем, хороший урожай, здоровых сыновей и дочерей.
Каждый предмет в африканской культуре имеет четкое значение, в нем заложена глубокая информация. Даже материал, из которого он сделан, несет определенный подтекст.
Например, эбеновое черное дерево символизировало вечную любовь, поэтому из него традиционно дарились маски или амулеты любимым.
Особую роль играет символика цвета: красный чаще всего означает жизнь, здоровье, радость; белый часто символизирует смерть, но также и чистоту. Белым раскрашивают похоронные маски.
На африканском континенте распространено земледелие. И для привлечения большого урожая, дождей для полива растений, жители многих деревушек использовали маски, расписанные тремя цветами: белым, зеленым и синим, что означало небо, воду и землю.
Охранительное и декоративное значение имеют также разнообразные геометрические знаки, рисунки, орнаментальные композиции на стенах жилищ, бытовых предметах, тканях. Так, спираль у некоторых африканских народностей символизирует развитие, динамику жизни;
«змейка» (синусоида) - символ плодородия и т. п.
Форма маски и само изображение также несет свое значение. Например, у некоторых племен признаком богатства считаются изображённые толстые, надутые щеки.
У других маски двуликие и выражают, быть может, всеведение духа, созерцающего прошлое и будущее, даже тройными лицами и четверными.
Потому, что расположено на голове маски, можно понять, чем человек занимается. Если это гребень — то он земледелец, если животное — то охотник, если человек — то купец. На лбу маски бывает шрамирование, а в нижней части - ноги, показывающие связь умершего с миром живых.
Африканские маски, изображающие спокойное лицо с закрытыми глазами, используют в обрядах погребения. Такую маску надевают на лицо умершему человеку как олицетворение покоя и продолжения жизни в духовном обличье.
В статуэтках часто используют образ женщины – матери, считая, что женщина красива, если она воспитала большое потомство.
Если у похоронной маски женщины высокая прическа — значит, она была очень почитаема в деревне, не занималась тяжелым физическим трудом и не носила ничего на голове, как это принято у африканских женщин.
Некоторые детали могут быть вызваны чисто техническими соображениями; трубчатая форма глаз позволяет носителю маски сохранить инкогнито, а трубообразный рот, как рупор, меняет и усиливает голос.
Такое произведение художественной пластики, как маска воина-охотника, было очень страшным. Черты лица были искажены, зачастую в них просматривались черты волка, тигра или крокодила. Такие маски носили самые лучшие воины и охотники африканского племени.
В африканской культуре искусство создания масок для церемониальных и ритуальных действий передавались от отца к сыну. Художники-
изготовители масок имели почётный особый статус среди своих соплеменников. Знание символики масок позволяли создателю передать энергию символизма в маску. В большинстве африканских культурах человек, носящий маску, теряет свою идентичность и становится духом, представленным маской.
Но на самом деле, большинство масок – не антиквариат в привычном для европейцев понимании. Они относительно новые – изготовлены в середине ХХ века. Но более древних сейчас и не добыть, подчеркивают коллекционеры и искусствоведы. Экваториальная Африка – место чрезвычайно влажное, дерево, даже специально обработанное, там гниет всего за несколько десятилетий, без современных пропиток и лаков. Все, что используют мастера для создания масок – ножи, красящие соки растений, пигмент из крыльев экзотических насекомых и цветную глину.
«Примерно один раз в 50-60 лет мастер племени берет старые маски и полностью копирует их – во всех мельчайших деталях, со всеми атрибутами, до последней черточки, не имея привнести что-то своё. Поэтому этнографы уверены – те маски, которые сделаны в ХХ веке, выглядят точно так же, как выглядели эти маски пару тысяч лет назад», - говорит Богдан Асатуров - коллекционер.
Африканские маски и до наших дней считаются одними из прекраснейших произведений искусства в мире. Они невероятно ценятся коллекционерами разных стран. Но в то же время специалисты рекомендуют предварительно узнать значение масок, а затем принимать решение о покупке.