Камнерезы и война
Кунгурская камнерезная артель, открытая в 1932 году на базе камнерезного цеха портновской артели, в начале 1941 года была одной из самых крупных в городе Кунгуре. Её цеха, распиловочный, резной и шлифовальный, располагались в старинном купеческом особняке Сартаковых по улице Свердлова, дом № 82. Сырьё, белый и серый гипс, добывали около Кунгура на Ледяной и Басиной горе. Из басинского камня по проекту художника Алексея Елисеевича Попова мастера Александр Фёдорович Бутаков и Дмитрий Иванович Гранкин выполнили торшеры, украшавшие залы Молотовской и Свердловской областей в павильоне Северо-Востока на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1941 года.
С началом Великой Отечественной войны работа камнерезной артели была приостановлена. Вскоре в здании по улице Свердлова, 82 поместили эвакуированную Киевскую фабрику лёгкой обуви. Часть камнерезов ушла на фронт, остальные стали работать на кожкомбинате. Среди тех, кто защищал Родину от врага, были А.Ф. Бутаков, Виктор Никитич Каданцев, Яков Антонович Зубенин, Михаил Григорьевич Лисунов, Александр Фёдорович Сидоров, Виктор Андреевич Ваганов и другие. А.Е. Попов (1913-1974) остался в Кунгуре для консервации камнерезной артели и камнерезной школы. Их возрождение произошло только в начале 1943 года. 25 марта 1942 года Совнарком СССР принял решение о восстановлении распущенной Кунгурской камнерезной артели. Областное постановление по этому вопросу датировано 3 июня.
Организаторам пришлось всё начинать буквально с азов. Не хватало специалистов, не было здания, отсутствовала механизация. Вместо маститых камнерезов в промысел пришла молодежь, «до тонкости изучающая камнерезное дело, требующее большого художественного чутья, ловкой и сильной руки мастера». Сырьём по-прежнему служил местный камень. Двадцать мастеров были рассредоточены по частным квартирам, где вручную создавали камнерезные изделия. Ассортимент не отличался особым разнообразием, преобладали письменные приборы. Весной 1943 года была изготовлена первая партия каменных пуговиц. Эти товары ширпотреба поступали на продажу в магазины межрайторга. Не забывали кунгурские камнерезы и о воинах-земляках. В сентябре 1943 года коллектив артели отправил на фронт «художественно исполненные домино», на крышке которых была вырезана надпись: «Добровольцам-кунгурякам».
Несмотря на суровую военную обстановку, советский народ тянулся к прекрасному, а изделия из камня радовали глаз покупателя «глубиной замысла, чистотой линий». Для повышения качества камнерезных изделий в 1944 году в городе Молотове были организованы двухмесячные курсы повышения квалификации. Занятия проводили художники И.К. Стулов (Москва) и П.В. Кениг (Свердловск). Слушателями курсов были кунгурские и ординские камнерезы. Многие из них стали участниками конкурса, объявленного Московским институтом художественной промышленности. Похвальную грамоту и денежную премию получил кунгурский мастер Андрей Иванович Орлов (1904-?), который по модели П.В. Кенига выполнил композицию «Урал», прославлявшую сельское хозяйство и промышленность Молотовской области. Часть работ, созданных во время учёбы на курсах, была пущена в массовое производство. Например, стали копировать произведения А.И. Орлова – чернильные приборы «Победа», «Дед Мазай и зайцы», статуэтки «Мальчик с лисёнком», «Мария Демченко со свёклой», коробочку «Рыбка». Кунгурские камнерезы, как и все труженики тыла, были участниками социалистического соревнования. В начале 1945 года они единодушно приняли решение о досрочном выполнении пятимесячного плана к 1 мая. В числе передовиков производства была мастер Анна Браталова, которая ежедневно выполняла двойную норму при высоком качестве продукции.
После окончания Великой Отечественной войны камнерезная артель была передана в ведение Кунгурского городского промыслового союза. Её мастерские разместились по новому адресу – улица Детская, 33г, где ранее располагалась прачечная. Количество камнерезов постепенно увеличивалось, после демобилизации возвращались фронтовики, прибывали молодые специалисты – выпускники камнерезной профтехшколы. В первые послевоенные годы в ассортименте артели по-прежнему преобладали громоздкие письменные приборы. Отзвуки войны повлияли на их художественный облик. В качестве украшений использовали изображения танков, фигуры бойцов и партизан.
Художник артели Михаил Григорьевич Лисунов, выпускник Московского художественно-промышленного училища им. М.И. Калинина, вернувшись с фронта создал из белого гипса восьми предметный письменный прибор «Воин-освободитель». На прямоугольном основании, так называемом поддоне, кроме утилитарных предметов была размещена «выразительно исполненная статуэтка воина-освободителя», стоящего в полный рост, в плащ-палатке, с винтовкой в руке. Тема воинской доблести воплощена ещё в одном письменном приборе М.Г. Лисунова. Первоначально эта многопредметная композиция называлась «Русский витязь». Позднее, когда она стала экспонатом Кунгурского краеведческого музея, название было изменено на «Ермак». В конце 1940-х годов в оформлении письменных приборов на смену военной тематике приходит тема борьбы за мир. К ней обратились И.Т. Клеймёнов («Мир народам», ваза «Молодёжь в борьбе за мир»), Е.Д. Анискина («Борцы за мир»), М.И. Сапронова («Молодёжь в борьбе за мир»), Е.И. Сапронова («Мы за мир»), А.Ф. Бутаков («СССР – оплот мира»).
Ольга Ренёва, зав. Музея истории купечества
Здание Кунгурской камнерезной артели (ул. Свердлова, 82)
Рабочие Кунгурской камнерезной артели. 1930-е годы
Александр Фёдорович Бутаков (1912-1981)
Виктор Никитич Каданцев (1912-1984)
Попов Алексей Елисеевич (1913-1974)
Михаил Григорьевич Лисунов
И.Т. Клеймёнов
М.Г. Лисунов. Чернильный прибор «Русский витязь» («Ермак»). 1940-е гг.
И.Т. Клеймёнов. Чернильный прибор «Голубь мира». 1950