Царские врата
Купеческий Кунгур был городом православным. Об этом говорит многое, и не только храмы, но и экспонаты Кунгурского музея-заповедника. В числе музейных раритетов с интересной историей – царские врата из несохранившегося до наших дней Благовещенского собора, первого каменного храма города, построенного в 1700-1703 годах. Из книги поступлений известно, что экспонатом они стали в 1963 году, а до этого находились в Спас-Бардинской церкви.
В XIX – начале XX вв. село Спасбардинское (современное с. Спас-Барда Кишертского района) было центром одноимённого общества Черноярской волости Кунгурского уезда. В 1859 году там завершилось сооружение каменного двухпрестольного Спасского храма, построенного на смену обветшавшей деревянной церкви. Как правило, при сооружении сельских церквей, первоначально собранных средств хватало только на возведение здания. А затем постепенно, по мере поступления денег, создавались иконостасы, приобретались иконы, выполнялись настенные росписи. Была и такая практика, когда из богатых, давно существующих храмов, передавались старые предметы обстановки, иконы, богослужебная утварь. Так произошло и со Спасбардинской церковью.
Старинный кунгурский иконостас появился в Спас-Барде в 1861 году. Он был установлен в летнем холодном храме, освящённом 29 июня во имя «Нерукотворного образа Спасителя». Что же подтолкнуло кунгуряков расстаться с нарядным барочным иконостасом, созданным в первой половине XVIII столетия? Только ли изменение стилевых предпочтений, когда на смену барокко и классицизму пришёл историзм. Оказывается, поводом к замене старинного ажурного иконостаса послужил пожар, вызванный ударом молнии 19 июля 1857 года в день Ильи-пророка. К счастью, никто из присутствующих на тот момент в соборном храме во время всенощного бдения не пострадал, но интерьер оказался в плачевном состоянии. Требовались масштабный ремонт и реставрация. На помощь пришёл знаменитый кунгуряк А.С. Губкин, который пожертвовал 10 000 рублей. Тогда было решено вместо старого иконостаса изготовить новый, а прежний передать в только что отстроенный храм села Спас-Барда. Благодаря чему, хотя и фрагментарно, мы можем судить о красоте этой алтарной преграды.
От барочного иконостаса кунгурского Благовещенского собора до наших дней сохранилась только центральная часть – царские врата, которые сейчас экспонируются в Музее истории купечества. У них трёхлопастное завершение, которое венчает ажурная корона. По древней традиции на царских вратах изображается композиция «Благовещение», поэтому и орнаментальные мотивы связаны как с богородичной темой, так и с Иисусом Христом. Среди них – цветок розы, символизирующий Деву Марию, виноградные лоза и кисть, напоминающие о жертвенности её сына. Есть и плоды граната, обозначающие единение верующих. Первоначально ажурная резьба царских врат по левкасу была покрыта позолотой, но после реставрации 1977 года, проведённой специалистами Пермской художественной галереи, покрытие было сделано совсем скромное – под бронзу.
К сожалению, ни одна из оригинальных икон царских врат до наших дней не дошла. В музее демонстрируются только их примерные копии.
Ольга Ренёва, зав. Музея истории купечества