«Рожь золотая»
С картиной «Рожь золотая», написанной известным кунгурским художником Михаилом Трифоновичем Шумиловым, зрители могут познакомиться в экспозиции Художественного музея. Полотно было закуплено в 1963 году Краеведческим музеем для пополнения коллекции художественного отдела. Картина оформлена в раму самим художником. В правом нижнем углу живописного полотна находится подпись автора.
Лето! Запахи цветов, трав, жужжание шмеля, легкий шелест листвы деревьев и звонкая песня жаворонка. Проезжая дорога, скрывающая в колосьях ржи, налитых солнечным светом и теплом. Все это можно увидеть в картине «Рожь золотая» Михаила Трифоновича Шумилова.
С какой любовью и трепетом художник относился к изображению уральской природы. Рассматривая живописное полотно, поэтапно обращаешь внимание на технику письма. Передний план в картине передается художником не только богатой красочной палитрой, но и текстурой объемных мазков. Такое чувство, что колосья вот-вот наклонятся из картины, высыпав зерна. Сквозь тонкие стебли колосьев проглядывают полевые цветы. Это и подружки ромашки, и голубые васильки. Все это придает картине лирическое настроение. Не менее важен и второй план картины. На нем изображена известная уральская красавица – рябина с багряными гроздьями ягод и с характерными резными листьями. Дальний план передан художником в легкой дымке. Судя по голубому небу и удлиненным теням от деревьев, изображено раннее утро. Стоя перед картиной можно почувствовать утреннюю свежесть и легкое дуновение ветерка. Скоро осень!
Так можно охарактеризовать замечательную картину нашего земляка, живописца М.Г. Шумилова, художника старшего поколения. Он родился 30 октября 1898 г. в деревне Косогоры Пермского уезда. Желание рисовать появилось очень рано. По предложению и при помощи учительницы сельской школы Ю.Г. Будриной мальчика направили учиться в г. Пермь, где он хотел поступить в гимназию или городское училище. Но не получив стипендии от земства (необходима была плата за обучение), поступить не смог. По настоянию отца стал учиться в торговой школе на приказчика. В Перми жил у родственников, в интеллигентной семье.
Встреча с миром искусства губернского города произвела огромное впечатление, а картины П. Субботина-Пермяка оставили в душе мальчика самые яркие воспоминания. Он ценил творчество этого художника за умение воспевать радость жизни. В 1921 г. Миша поступил учиться в художественные мастерские П. Субботина-Пермяка. Но так как время было трудное, «свирепствовал голод», родственники увезли отощавшего юношу в деревню. Там он стал работать учителем. Все свободное время отдавал живописи.
Художественные взгляды Михаила Трифоновича складывались в то время, когда в советском искусстве был взят курс на реалистическое изображение действительности. Шумилов решил разговаривать со зрителями простым понятным ему языком.
Все полотна художника отличает бодрое, жизнерадостное настроение. Его работы полюбили, как взрослые, так и дети. Много у М.Т. Шумилова пейзажей. В большинстве из них все же представлен родной Урал. Природа хранит много секретов, композиция пейзажа необычно сложна. Художник любил природу, радовался тому, что может передать колышущееся море колосьев и березовый лес, поляну, сплошь проросшую ромашками и красные ягоды, трепещущую жизнь деревьев и ясность неба. Были в его работах и черты эпохи. Это и мачты высоковольтных передач, и мчащийся поезд, и самолет в небе… Все это органично вписывается в лирический пейзаж Михаила Трифоновича.
Главное для художника было творить на благо других людей, подпитывая их своей доброй энергией. Многие живописные полотна М.Т. Шумилова, которые находятся в Художественном музее, ждут своего благодарного зрителя.
Седова Тамара Ивановна, научный сотрудник Художественного музея