Школа кройки Ксаверия Глодзинского
В 2016 году в фонды музея-заповедника поступил необычный экспонат – жестяная коробка для хранения швейных принадлежностей. В ней находятся измерительные ленты для конструирования выкроек одежды и напёрсток. Коробка прямоугольной формы с накладной крышкой, покрашена в золотистый цвет. На боковых гранях прорисована чёрная сетка, образующая ромбы. В углах ромбов – звёздочки. На верхней поверхности крышки в картуше сделаны надписи на русском и польском языках «Школа кройки Ксаверiя Глодзинскаго». Над названием – изображения четырёх медалей: две медали с изображением императора Александра III и ещё две – за участие в земледельческо-промышленной выставке, проходившей в Варшаве в 1885 году. Над медалями на развевающейся ленте надписи: «Invention», «Brevete S.G.D.G.».
Напёрсток, вложенный в коробку, не привычной конусовидной формы, а цилиндрический с небольшим ободком внизу. Имеет медный цвет. Измерительных лент десять. Все они разной длины, выполнены из прочного материала бежевого цвета. Один конец ленты срезан на острый угол, на втором закреплена металлическая медная скобка. С обеих сторон на лентах проходят два параллельных столбика, разбитых на деления с цифрами от 1 до 50. На самой маленькой ленте под столбиками надписи: под одним столбиком надпись «на 26», под другим «на 28». И такие же надписи на каждой ленте с возрастанием цифр. На самой большой ленте под столбиками написано: «на 61» и «на 62» На каждой ленте стоит круглый штамп с надписями на польском и русском языках «Школа кройки К. Глодзинскаго». В центре штампа растительный орнамент и буквы «ГК».
Ксаверий Глодзинский был почётным членом Варшавского цеха портных. В 1900 году в Варшаве была издана книга «Новейшая, практическая и упрощённая метода кройки платьев и других нарядов дамских и детских». Это было 21-е издание, переработанное Ксаверием Глодзинским. За подготовку руководства к кройке дамских нарядов и белья и за образцовое ведение школы кройки он был награждён серебряными и золотыми медалями. Школа кройки располагалась в Санкт-Петербурге на углу Невского и Литейного проспектов, 64-78. Были также открыты отделения в Варшаве, Москве, Одессе и Львове. Сам автор с гордостью отзывался о своём курсе: «Единственная моя метода удостоена на всемирных выставках золотыми и серебряными медалями». Стандартное обучение длилось три месяца, после окончания выдавалось свидетельство. За 30 лет существования курсов было обучено около 49 тысяч учениц. В качестве рекламы школы и курсы шитья давали объявления в многочисленных модных журналах и адрес-календарях.
С давних времен человек шьёт одежду. Сначала простую, сшитую из прямоугольных кусков ткани. Затем для изготовления одежды, повторяющей форму человека, потребовались лекала, позволяющие посадить одежду на фигуру без заломов и морщин. Конструирование одежды интенсивно развивалось в VIII-XIV веках, когда она стала приближаться к формам человека. В XIII веке началось господство утюга, иглы и ножниц. Иными словами изготовление одежды перешло в руки профессиональных портных. Зарождалась теория конструирования одежды, появились вытачки, овальными стали линия проймы и оката рукава. Линия талии расчленила платье на лиф и юбку, появилось бельё. Наметились первые признаки моды. От исполнительского таланта и мастерства портных зависел внешний вид, как простых граждан, так и самых высокопоставленных особ. Это было связано с тем, что портные занимались всеми этапами изготовления одежды – от проектирования до их пошива и декорирования. В 1820-м году появились первые бумажные выкройки, которые выпускались в Лондоне фирмой «Смит», появился бюст-манекен для шитья и сантиметровая лента. Настоящую революцию в производстве одежды совершило изобретение швейной машины. Самая распространенная швейная машинка была машина фирмы Зингер. Почти каждая российская семья могла приобрести её благодаря системе скидок и рассрочек. Но об этом расскажем в другой раз.
Голубева, научный сотрудник Кунгурского музея-заповедника