Макет Богоявленского собора
О былой эпохе, когда Кунгур был важным торгово-промышленным центром Урала, свидетельствуют не только старинные документы, фотографии, но и другие музейные артефакты, например, макеты. Макетом называют уменьшенную копию чего-либо, в том числе и архитектурного сооружения. В исторических экспозициях Кунгурского музея-заповедника представлены два макета, созданные кунгуряком Андреем Васильевичем Лебедихиным в 1970-е года. Первый, изображающий Преображенскую сторожевую башню, можно сейчас увидеть в Краеведческом музее, второй – Богоявленский собор – экспонируется в Музее истории купечества. Оба здания были уничтожены в первой половине ХХ века, поэтому судить об их облике можно лишь по сохранившимся фотографиям, описаниям и, конечно же, музейным макетам, которые А.В. Лебедихин создал в то время, когда работал столяром в Кунгурском краеведческом музее.
Краснокирпичный Богоявленский собор совсем недолго пробыл архитектурной доминантой Соборной площади нашего города, а церковные службы здесь проводились и ещё меньше – с конца 1918-го по 1930 год. Строительство же самого вместительного храма Кунгура, начавшееся в 1894-м, затянулось почти на четверть века. Такой долгострой был связан с рядом причин, где немаловажную роль сыграл человеческий фактор. Первоначально, когда только зашёл разговор о недостаточной вместимости старого Богоявленского собора, построенного во времена императрицы Анны Иоанновны, соборный причт ратовал за сохранение этого древнего храма Кунгура, предложив реконструировать только его западную часть – трапезную. Но у церковного старосты А.М. Пономарёва, известного в нашем городе фабриканта и общественного деятеля, было другое мнение. Он считал, что старый собор нужно разобрать полностью и построить новый – просторный и величественный. Сам купец осуществить задуманное не успел, только заготовил часть строительного материала, но в завещании назначил своих сыновей ответственными за возведение нового храма. В результате конфликта братьев Пономарёвых с соборным причтом, победа осталась за первыми, на их сторону встала Пермская духовная консистория. В итоге всех священнослужителей, кроме настоятеля храма протоиерея И.П. Любимова, перевели на новые места службы. А настоятель скончался в 1895 году и был похоронен под алтарём правого придела строившегося храма.
Возведение нового Богоявленского собора началось по проекту местного зодчего – И.И. Мартемьянова, служившего чертёжником в Кунгурской городской управе. Братья Пономарёвы спешили осуществить мечту отца и поэтому всячески торопили подрядчика, ответственного за кирпичную кладку. Осенью 1896 года они заставили его приступить к возведению купола, несмотря на то, что стены ещё не были завершены. Это привело к катастрофе. Колонны не смогли выдержать вес перекрытия, и постройка рухнула. Заказчикам пришлось оплатить разработку нового проекта, который подготовил пермский инженер Е.И. Артёмов. Теперь строительные работы велись основательно – по всем правилам. Перед Первой мировой войной пятиглавое краснокирпичное здание уже доминировало над Соборной площадью, там даже успели установить паровое отопление. Но до освящения храма ещё оставалось долго. Из-за необходимости разместить в Кунгуре большое количество солдат в Богоявленском соборе временно устроили казармы. В итоге оказалась повреждена система отопления. Только в начале 1916 года храм передали соборному причту, но его освящение состоялось лишь в декабре 1918-го, когда в наш город вошли части Белой Армии. Спустя двадцать один год здание было уничтожено.
Ольга Ренёва, зав. Музеем истории купечества
Андрей Васильевич Лебедихин с макетом собора
Макет Богоявленского собора