«Распятие» из Троицкого храма
В экспозиции Краеведческого музея представлено «Распятие», интересный пример пермской деревянной скульптуры. Его уникальность заключается в том, что подобные произведения православной пластики были характерны для севера Прикамья, а на юге встречались намного реже.
«Распятие» было передано в музей в 1959 году из Свято-Троицкой церкви села Троицк (бывший Старый Посад) Кунгурского района. История этого населённого пункта тесно связана с освоением русскими переселенцами территории Сылвенско-Иренского поречья. В 1648 г. на реке Кунгурке был основан острог Кунгур. Во время «Сиетовского бунта» в 1662 г. Кунгур был разорён и сожжён. Кунгурская летопись Пиликиных сообщает об этом событии так: «В 1662 – 1663 г. уфимские башкирцы и кунгурские татары сообщась вместе учинили бунт, приступили к городу и, одолев оный, – на посаде и уезде его ещё прежде оного разорили церкви Божия, села и деревни пожгли без остатка и многих людей побили до смерти и в полон жён и детей взяли». Немногие жители сумели спастись в лесах. На месте разорённого Кунгура появилось село Старый Посад с Троицким храмом, где на кладбище и были похоронены погибшие кунгуряки.
Во время реставрации, проводимой специалистами Пермской государственной художественной галереи, была уточнена датировка «Распятия». Время его создания – конец XVIII века. Возможно это «Распятие» было выполнено именно для Свято-Троицкой церкви, построенной в 1776 году. Но в ежегодных ведомостях этого храма за 1808-1810 годы имеется лаконичная фраза: «Резных образов нет». Подобный ответ был характерен для того времени. Ведь, несмотря на попытку Пермской духовной консистории наладить в 1804 году учёт резных образов, деревянные боги по-прежнему находились под запретом.
«Распятие» из Троицкой церкви имеет существенные утраты. Не сохранился крест, отсутствует большой палец левой руки Иисуса Христа.
Образный строй «Распятия» отличается внутренним напряжением и скрытой динамикой. Противление смерти ощущается и в постановке головы, развернутой вправо и слегка наклоненной вперед, и в положении ног, полусогнутых в коленях. Тревожное состояние подчеркнуто и цветовым решением. Напряженную нотку вносит сочетание охристой раскраски тела, угольной черноты волос и темно-зелёной набедренной повязки. Возможно, что выбор цвета драпировки имел символическое значение, связанное с идеей воскресения.
Лариса Елтышева, Ольга Ренёва, сотрудники Кунгурского музея-заповедника
Распятие
Храм с. Троицкое