ТЮРИК
Тюрик – мотушка, кубышка (лубочная, гнутая или дуплянка) на оси, которую быстро вертят, погоняя ладонью и наматывая на неё пряжу с воробьев.
Прясть в старину умела каждая русская женщина. Прялки были в каждом доме. А вот выучиться ткать было непросто, это умение давалось не каждой.
Пряжу с веретён перематывали особым способом, считая и перевязывая, подготавливая к тканью. Полученные моты пряжи мыли, а иногда и вымачивали в овсяной соломе и в мякине, заваренной в горячей воде. Мокрые моты вымораживали во время весенних утренников. И чернота, жёсткость и сырость, свойственные только что оттрёпанному льну, исчезали. Вообще, пряжа по мере обработки из тёмно-серой становилась всё светлее, почти белоснежной.
Подготовка основы для ткацкого станка осуществлялась при помощи особого снаряда – вороба. Вороб представлял собой две накрест положенные деревянные планки длиной 1 м или 1,1м. Планки вращались в горизонтальной плоскости вокруг неподвижной вертикальной оси. Осью был металлический или деревянный стержень, вбитый в деревянную подставку. Подставка делалась из нетолстого дерева, укреплённого в крестовину или доску, иногда украшенную резьбой.
Моты пряжи наматывали на вороб, а уже с него по особой технологии перематывали на тюрик. Тюрик делался из дерева – например, из ствола осины с удалённой сердцевиной – в виде цилиндра с углублением посредине, чтобы лучше держалась наматываемая пряжа. Либо делался из прямых цилиндров из луба липы.
Тюрик насаживался на специальный стояк. Стояк ставился рядом с воробом, на котором был натянут мот пряжи. Конец пряжи с мота закрепляли на тюрике и, вращая по вертикальному кругу ручку стояка, перематывали пряжу с мота. И только после, уже с тюрика приступали к «снованию основы». Для этого нужно было много места. Обычно использовали опустевший к весне сарай. Двойная нить, идущая с двух крутящихся от натяжения нити тюриков, пропускалась через балку и вытягивалась сверху к сновалке. Сновалки поворачивали на один поворот то в одну сторону, то в другую. Длина одной стены холста равнялась периметру сновалки и была постоянной. Главное в сновании было то, что один конец основы при помощи так называемых цен шёл вперехлёст, восьмёркой. Здесь, на специальном штыре нитяные пары перекрещивались. И, если по невнимательности или торопливости что-то перепутать, то весь труд пропадёт, вся работа насмарку! Нетерпеливой сновальщице лучше было и не браться за это дело. С другой стороны, снование воспитывало терпеливость, настойчивость и художественное чутьё.
Готовую основу снимали с воробьев, и в виде переплетённого жгута переносили в избу. Там, соблюдая все премудрости, заправляли нити основы в ткацкий станок. Поперечную нить – уток – часто тоже с тюрика – закрепляли в челноке, и протаскивали её между двумя нитями основы, формируя ткань, сплетая в единое целое продольные нити.
Принцип тканья основан на одной паре перемещающихся, раздвигаемых, снующих вверх-вниз нитей. В результате получалась простейшая ткань. Чтобы получить узорную ткань, в станок заправляли две или даже четыре пары нитей.
В музей тюрик поступил в 2000 году от Афанасьевой Федосьи Семёновны, жительницы деревни Красный луг Суксунского района.
Наталья Шихвинцева, зав. библиотекой Кунгурского музея-заповедника