Картина «Панорама Кунгура»
Последний экспонат, который провожает всех посетителей Краеведческого музея – картина «Панорама Кунгура», написанная живописцем В.В. Журавлёвым. Её узкое горизонтальное полотно, заключённое в простую деревянную раму, показывает наш Кунгур таким, каким город был в 1911 году. Дата написания пейзажа и подпись автора помещены в нижнем правом углу.
Эта картина – дар художника родному Кунгуру, городу, который помог ему осуществить детскую мечту и получить образование в Москве, в Строгановском училище технического рисования. Благодаря стипендии, выделенной Кунгурской городской думой, Василий Журавлёв в 1904 году удостоился звания «учёного рисовальщика», позволявшего заняться не только художественной, но и педагогической деятельностью.
Годы учёбы в Москве, где в начале ХХ века были сильны революционные настроения, повлияли на мировоззрение В.В. Журавлёва. Сам себя он тоже считал революционером – участвовал в демонстрациях, митингах, подвергался арестам. Распространял нелегальную литературу не только в Москве, но и в Кунгуре, куда приезжал на каникулы. С декабря 1908 года начались тюремные мытарства Василия Васильевича. Сначала – Арбатский полицейский двор, затем Бутырка. Оттуда заключённого перевели в Пермскую губернскую тюрьму, где он находился до конца июня 1911 года. После освобождения вернулся к родным в Кунгур. Зарабатывал на жизнь созданием статей для газеты «Пермский край», занимался ретушью портретов в фотографии Долгушева. Именно с этим фотоателье и связано написание музейной «Панорамы Кунгура».
Вернувшись в Кунгур, художник обратился с заявлением в Кунгурскую городскую управу, где изложил своё предложение: «Прошу Кунгурскую городскую управу доложить городской думе о моём желании написать для одной из стен залы заседаний городской думы большое живописно-декоративное панно – вид города Кунгура. Работой этой я хочу выразить благодарность городу Кунгуру за стипендию, которая городская дума назначила мне для обучения в художественном училище». Спустя некоторое время В.В. Журавлёв заявил «о принятии им расходов на приобретение материалов для написания вида г. Кунгура на стене в зале думы на свой счёт без посторонних пожертвований».
Работа над эскизом картины началась поздней осенью, когда Кунгур уже был припорошен снегом, поэтому цветовая гамма близка к монохромной. В то время художник много времени проводил в фотосалоне Долгушева, расположенном на правом берегу реки Сылвы, именно оттуда он и выбрал видовую точку для будущей панорамы. Лентообразный формат полотна, предназначенного для зала заседаний, требовал строго выверенной линии горизонта, благодаря которой здания как нагорной, так и низовой части города сохранили бы свою значимость. На первом плане узкой полосой художник показал правобережье с очень важными сооружениями, обеспечивавшими связь жителей засылвы с нагорной и заводской частями. Слева видны конструкции паромной переправы, ближе к центру полотна по диагонали изображён деревянный мост, к которому приближается лошадь, везущая сани с ездоком. Фризообразный второй план представляет собой сплошную линию, состоящую из сооружений различного назначения – торговых, культовых, жилых. Доминантами являются Богоявленский собор с зданием городской управы, особняк Макаровой и ансамбль Успенского храма. Поскольку панорама была рассчитана на обзор с расстояния, то для картины характерна графичность и лаконизм форм, что отвечало стилевым поискам отечественных живописцев начала ХХ века.
Работа над панорамой велась в фотоателье Долгушева, и кто-то из сотрудников сфотографировал В.В. Журавлёва в процессе работы. Впоследствии этот снимок был превращён в фотооткрытку.
Ольга Ренёва, зав. Музеем истории купечества
Работа над «Панорамой Кунгура»