Ваза с самураями
В Кунгурском музее-заповеднике есть две восточные вазы из коллекции купца-чаеторговца М.И. Грибушина. Обе считались китайскими, хотя, о происхождении их мало что известно. На вазах нет клейм производителя. Существует вероятность, что одна из них может быть японской.
Известно, что китайцы вывозили фарфор из Японии с XVII в. На протяжении долгого времени они доставляли его в Шанхай и Тяньцзинь. В портовых городах фарфором торговали китайские купцы. В XIX в. часто японский фарфор, приобретенный европейцами в Китае, считался китайским.
Эта напольная фарфоровая ваза (высотой 77 см.), демонстрируется в интерьере купеческой гостиной в Музее истории купечества. Она покрыта надглазурной росписью, изображающей японских воинов. Куратор Музея керамики Кюсю, специализирующийся на подобных предметах, определил, что роспись, вероятнее всего была сделана в Японии в городе Арита в конце эпохи Эдо - начале Мэйдзи, примерно в 1870-х гг.
Форма изделия в целом характерна для других известных японских образцов. Ваза с цилиндрическим суживающимся к низу туловом, высоким раструбом и фестончатым отогнутым краем. В основании горлышка расположено лепное украшение в виде крупной завязанной с двух сторон в узлы верёвки оранжевого цвета. Этот элемент разграничивает художественные композиции на вазе.
На горлышке вазы с двух сторон расположены корзины, наполненные цветами и фруктами. Тут можно увидеть хризантемы, пионы, цветущие ветви сливы и плоды персиков. Под корзинами - персики и жёлтые плоды японской эретии Диксона.
На тулове вазы изображены четыре японских воина – самурая. Над ними сверху оранжевый занавес с крупными светло-фиолетовыми и синими цветами. Вероятно, так показана палатка военачальника – акуноя. Внизу под воинами развёрнут походный занавес (дзинмаку) с гербами (мон) предположительно клана Такэда. Полотна ярко-оранжевого цвета с золотыми лотосами. Возможно, все гербы на вазе используются только как декоративное украшение. Сделать какой-либо окончательный вывод пока не представляется возможным, так как имена самураев и сюжет композиции узнать не удалось.
Мы видим, что один из воинов повержен - он упал и выронил меч. Всадник, слева от поверженного, разворачивается к упавшему. В его руках меч, занесённый над головой для нанесения удара. Самурай справа тоже в седле, вооружён копьём – яри. Он смотрит на занёсшего меч воина и скачет в сторону. С ним рядом, на земле, лежит штандарт с гербом, вероятнее всего, поверженной стороны. Перед удаляющимся всадником возникает последний - пеший воин со знаменем в руке.
Трое самураев изображены в традиционных доспехах – о-ёрой. Данный доспех был предназначен, прежде всего, для конного боя. Характерной его особенностью были огромные наплечники о-содэ. На голове у воинов шлемы-каски (кабуто). На самурае с копьём можно увидеть специальную накидку – хоро, защищавшую от стрел. А также у него на спине закреплено древко с лёгким штандартом. На пешем воине, предположительно, доспехи до-мару – предназначенные для пешего боя. Голову закрывает шлем дзингаса с широкими полями. В руках у него штандарт с изображением герба.
Фоном сражающимся самураям служат пышно цветущие ветви слив. В Японии цветы сливы – умэ ассоциируется с приходом весны, так как это дерево зацветает одним из первых. Слива символизирует добродетель и мужество. Также само сливовое дерево представляет собой символ самурая. Возможно, не случайно и появление бамбука под ногами лошади атакующего воина. Его изображение может как-то характеризовать персонажа, находящегося рядом. Для самурая бамбук являлся символом непреклонности, духовной стойкости и чистоты.
Мария Трубинова, сотрудник Музея истории купечества