Слепок стрекозы
В экспозиции Музея покорителей неба находится необычный экспонат – слепок ископаемой стрекозы Mesuropetalakochleri, обитавшей около 150 млн. лет назад во времена юрского периода. Размах её крыльев составлял 140 мм. Слепок выполнен с высококачественного древнего образца, где сохранилось очень четкое изображение деталей строения крыльев стрекозы.
Необычный экспонат был приобретен в 2012 году специально для выставки «Время покорять небо». А изготовил слепок с древнего отпечатка, найденного в золенгофенских сланцах в Германии, Сергей Владимирович Наугольных - профессор Геологического института РАН, доктор геолого-минералогических наук, неоднократный участник палеонтологических экспедиций по Кунгурскому краю.
Насекомые – это первые животные, научившиеся летать за 90 млн. лет до того, как стали летать первые позвоночные. Насекомые являются единственными существами, у которых крылья предназначены только для полета. Ведь у птиц они являются «переделкой» верхних конечностей. Полет насекомых чрезвычайно разнообразен, но в основном можно различить три его типа: парашютный, планирующий и гребной. Парашютный полет, представляет собой замедленное падение. Планирующий полет распространен шире и свойственен только крупным формам. Насекомое останавливается на лету и в течение некоторого времени движется вперед - планирует. Такой полет характерен для некоторых крупных бабочек. Основной формой полета является гребной, т. е. полет при помощи непрерывных ритмических ударов крыльями. Гребной полет имеет у насекомых различные формы. Он приводит к очень большим скоростям, к стоячему полету, является предпосылкой для планирования и парашютирования.
Стрекозы – одни из самых совершенных в плане полетов существ на Земле. Они, используя гребной и планирующий полет, способны мгновенно изменять направление, зависать в воздухе, лететь с очень низкой или высокой скоростью до 144 км/час (скорость спортивного самолета). При полете используют две пары крыльев. Расположены крылья крестообразно и работают асинхронно, т.е. пока два передних крыла поднимаются, задняя пара опускается. Да еще и с разным ритмом, что обеспечивает прекраснейшую технику полета. (Вертолеты взлетают и опускаются с помощью похожей технологи.)
У стрекоз есть свои секреты полетов. Например: крылышки имеют крохотное хитиновое утолщение у кромки передней части крыла. Учёные обосновали его назначение только после решения проблемы в самолетостроении. Конструкторы установили, что при высоких скоростях полета набегающий поток воздуха придает вибрацию крыльям самолета, это разрушает их конструкцию. Такое грозное явление получило название «флаттер». Причины были найдены, в конце каждого крыла стали делать утяжеления или жесткие укрепления, которые гасили вредные колебания. А нужное решение-то было перед глазами людей задолго до того, как взлетел первый самолет... Ведь птеростигмы стрекоз оказалось не чем иным, как противофлаттерным устройством! Предки современных стрекоз, известные по отпечаткам из отложений пермского периода, также имели на своих крыльях такие утолщения.
Стрекозы – представители древнейшей группы насекомых. Они обитали на нашей планете уже в каменноугольном периоде около 340 миллионов лет назад. В их облике сохранилось множество древних черт. Они – хищники и ловят добычу на лету. Стрекоза с легкостью поднимает в воздух груз, в пятнадцать раз превышающий ее собственный вес. Как удалось выяснить, это происходит благодаря особому устройству крыльев. Они создают над своей верхней плоскостью особые завихрения, в которых и кроется секрет невиданной подъемной силы стрекоз. Ученые и инженеры до сих пор не сумели использовать этот секрет в авиастроении.
Ольга Коровина, зав. Художественным музеем