Выставка «Победа за нами»
Художественный музей приглашает всех посетить выставку плакатов «Победа за нами»!
Плакат – хранитель памятных событий военных лет. Искусство плаката актуально во все времена. В повседневной жизни нас окружают разные плакаты, которые играют большую роль в формировании облика современного города. Несмотря на развитие современных средств массовой агитации и пропаганды, интерес к использованию плакатов не перестает возрастать. Особую популярность плакат получил во время великой отечественной войны, так как по своему духу, по способности мобильного отклика на события сегодняшнего дня, плакат оказался одним из самых эффективных средств выражения чувств всего населения, для призыва к действию, к защите Родины, для сообщения срочных новостей фронта и тыла. Красочные образные плакаты призывали на борьбу с врагом, помогали противодействовать пропаганде противника, обличали трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла. Их основная идея должна быть выражена ясно, доходчиво, непротиворечиво. Особенностью является то, что поданная в художественной форме экспресс-информация, в большинстве случаев, рассчитана на весьма ограниченное время непосредственного воздействия на зрителя. Широко известно, что в годы войны плакату отводилась одна из самых значительных ролей, наряду с другими средствами массовой коммуникации. Плакат военного периода, без сомнения, является оружием воздействия на массовое сознание, и этим эффективно пользовались воюющие стороны. Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами. Пропагандистские задачи военного времени требовали ярких, лозунговых и доступных изображений. Решительность текста, также соответствовала состоянию умов. Во время Великой Отечественной Войны каждый старался на благо общей победы. На фронте художники между боями успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры. В тылу художники были пропагандистами, устраивали выставки, они превратили искусство в оружие против врага. В это время в развитии плаката прослеживаются два этапа. В первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Уже 22 июня появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Широко использовались отечественные традиции. Так, «Родина-мать зовет!» И. Тоидзе (1941 г.) и по композиции, и по цвету (красное, черное, белое) перекликается с мооровским «Ты записался добровольцем?». Призывом к мщению звучал плакат В. Г. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» (1942 г.), в котором также использованы традиции революционных лет — фотомонтаж, как это делал А. Родченко. Нередко художники прибегали к образам наших героических предков (Кукрыниксы «Бьемся мы здорово, колем отчаянно, внуки Суворова, дети Чапаева», 1941 г.). «Освободи», «Отомсти!» – взывают с плакатных листов изображения детей и стариков. На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется и настроение, и образ плаката. B. C. Иванов изображает солдата на фоне переправы через Днепр, пьющего воду из каски: «Пьем воду родного Днепра. Будем пить из Прута, Немана и Буга!» (1943 г.). Оптимизмом, народным юмором проникнут плакат Л. Голованова «Дойдем до Берлина!» (1944 г.), образ героя которого близок Василию Теркину. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» определил характер плакатов на тыловые темы. Призыв все отдать фронту, ярко выражен в советском плакате И. Моора «Ты чем помог фронту?» В первые годы войны для плакатов были характерны монументальность, целостный монолитный силуэт, психологическое содержание. Во многих карикатурах советские художники изображают гитлеровцев в виде животных, враг показывается либо поверженным, либо нереально страшным и уродливым. Символ Матери является самым светлым. В советском плакате мужественная жертвенность женщины вытесняет все остальные признаки. Плакаты помогают привлечь внимание, сохранить в памяти, дополнить теоретические знания яркими наглядными образами. История плакатного искусства наглядно показывает, что один хороший плакат по своей действенности и долговечности стоит десятков и сотен посредственных. Эта историческая реальность дополнительный раз подтверждает, насколько важно, и в то же время непросто, воплотить в плакате впечатляющую гармонию идейной глубины, художественного совершенства и конкретности психологического воздействия.