Выставка Ксении Козловой «Белый лист»
«Мои работы требуют тишины» - в Кунгурском Художественном музее открылась выставка Ксении Козловой «Белый лист».
В своих работах художник погружается в тему философии повседневности.
О белый лист – как белое чело,
Как белые больничные постели,
Как белый снег, что рухнул тяжело
От выстрела на пушкинской дуэли...
Алексей Решетов
4 августа в Кунгурском Художественном музее открылась выставка Члена Союза художников России Ксении Козловой «Белый лист». В основе экспозиции – более 30 картин в технике графика. На них изображены деревья в своем величии, старые деревянные дома и очень редко – люди.
Название выставки – «Белый лист» — это некий символичный образ. «Для меня это изначальная точка, но в ней уже есть все необходимое для будущего развития. Это и начало, ноль, пустота, но, в то же время, и абсолютная наполненность», - говорит художник. Также название перекликается и с особенностями техники, в которой выполнены работы - в картинах Ксении намного больше белого, чем черного.
Основная задача, которую ставит перед собой автор – передать свое внутреннее состояние. В работах Ксения делится спокойствием и умиротворением. В них нет ничего лишнего, «кричащего», они не «перегружены» яркими красками. «Хотелось показать сдержанность, даже, в некотором роде, закрытость; отдохнуть от «активного», перенасыщенного рекламой современного мира», - делится автор.
Одна из особенностей выставки – на картинах Ксении почти нет людей. «Белый лист» — это работы, посвященные скрупулезному изучению природы и архитектуры. Художница уверяет, что отсутствие людей на картинах скорее бессознательно: «Для такой работы нужно прийти в определенное закрытое состояние. Это шаг не во вне, а вглубь себя».
Отдельные картины из экспозиции уже можно было увидеть в других музеях, но цельная выставка «Белый лист» в том виде, в котором её могут увидеть жители и гости Кунгура, открыта впервые. Работы для нее создавались уже более пяти лет. На картинах мы можем увидеть Санкт-Петербург, Лысьву, Пермь и даже маленькую деревеньку Шермеинск в Пермском крае – родину мамы Ксении.
Художник была на пленэре и в нашем городе, поэтому на некоторых картинах детально и точно изображены здания и улицы, знакомые кунгурякам. К примеру, «Кунгурский дворик» (2021) или «Кунгур. Улица Ленина» (2021), на которой изображен строительный магазин, расположенный в старинном здании прошлого века. Ксения предлагает нам взглянуть на эти места по-другому, как будто в первый раз, и отвлечься от рутины.
Некоторые работы дают возможность и пофантазировать. Например, «Сосна в Каменном городе» (2022) напоминает дерево из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Голые ветви, которые цепляются друг за друга, большие корни – все величие природы в одной картине.
Сама выставка расположена на втором этаже художественного музея в светлом просторном зале. Помещение дает возможность посетителям неспешно передвигаться от одной картины к другой, всматриваться в каждую и искать свои смыслы и глубину. «Мои работы требуют тишины. При возможности в зале должно быть не очень много людей, прохладно. Тогда человек не будет перегружать себя ничем лишним, только он и картины», - говорит Ксения.
Голые деревья, покосившиеся здания, старые машины – кому-то может показаться, что картины наполнены тоской и грустью, но для автора это не печаль, а молчаливое созерцание за природой, за её изменениями с течением времени без лишней суеты. «Печаль моя светла. Это не обреченность, не мрак, надежда есть всегда», - рассказывает автор. Для Ксении её картины – лучший способ поделиться тем, что внутри. Художником девушка хотела быть с детства, после девятого класса поступила в училище и навсегда связала себя с делом всей жизни – искусством.
Увидеть жизнь, как она есть, и погрузиться вместе с художником в красоту природы и архитектуры можно до 8 сентября в Кунгурском Художественном музее.
Автор текста: Лепихина Мария. Фото автора.