Выставка «Натюрморт. Символы. Смыслы»
Художник может черпать вдохновение в обыденных вещах, окружающих человека. Произведение, главными персонажами которого выступают обычные (или не очень) предметы, называют натюрморт (nature morte) дословно переводится с французского как «мёртвая, неодушевленная природа». В Голландии такие картины называли «тихая жизнь» (stilleven). На холсте могут быть изображены и живые существа – птицы, животные, насекомые. Однако они лишь дополняют основной мотив картины.
Художник выбирает и располагает предметы в соответствии со смыслом задуманного – натюрморт может повествовать о самих вещах либо о владельце вещей, а иногда и о целой нации.
«...Чтобы стать объектом натюрморта, плоды и фрукты должны быть сорваны, цветы – срезаны, рыбы, звери и птицы – отловлены и убиты. Таким образом, объекты превращаются в символы, а сами картины содержат в себе некие сообщения, тайнопись, значения которых особенно у старых мастеров отличаются большим разнообразием». (В. Койфман)
Возникнув в XVII столетии, этот «малый» жанр то переживал невиданный расцвет, то пребывал в забвении. Однако более чем за четыре столетия его существования мастера кисти придумали и создали множество типов натюрморта: цветочный, Vanitas, обманка, завтрак, охотничий, кухонный, ученый, восточный, религиозный, аллегорический и многие другие.
Часто предметы выбранные художником несли в себе глубокий символический подтекст. Мы предлагаем вам полюбоваться музейными постановками и отыскать скрытые смыслы.